Организации Лучшие практики Проекты События База знаний РЦ О проекте Контакты

Технология работы с кейсами

Общественный фонд "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ"

1. Этапы формирования кейсов.
Что такое кейс?
• Кейс–ситуация, взятая из практики, реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи.
• Кейс должен содержать достаточно информации, чтобы можно было понять, в чем состоит суть проблемы, и «интригу», которая заинтересует тех, кому он предназначается, и вызовет желание проанализировать полученную информацию и предложить возможное решение.
• Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающего и обучаемого.
• Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
2. Из чего состоит кейс:
Контекст - содержит данные о значимых окружающих факторах, которые помогают понять и интерпретировать ситуацию, а также исходную информацию об исследовании главного вопроса.
«Конкретный случай» - определенная единица исследования: «объект», явление, ситуация, которая интересует нас и позволяет исследовать главный вопрос.
Факты - результаты исследования, иллюстрирующие конкретную ситуацию. Это могут быть статистические данные, результаты опросов, фото и др.
Решение - вариативная часть кейса, которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарии. В этой части кейса скорее ставятся вопросы или описываются возможные сценарии, чем предлагается конкретный ответы или «рецепты».

Хороший «конкретный случай»
1. Сфокусированность на конкретном и имеющем определенные границы явлении;
2. Аутентичность (точность) и реалистичность;
3. Сложность, наличие богатой описательной стороны;
4. Возможность для получения обоснованных доказательств;
5. Возможность внести существенный вклад в развитие слушателей.

Хороший «конкретный случай»
• Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой.
•Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.
• Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.
• Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей в реальной жизни.
• Хороший кейс включает цитаты (произнесенные или написанные, официальные или не официальные), они добавляют реализма.
• Хороший кейс содержит проблемы, понятные слушателю. Это вырабатывает склонность к участию, сочувствию, сопереживанию.
• Хороший кейс требует оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.
• Хороший кейс сам учит искусству менеджмента - как смоделировать проблему в структуру дерева решений. Кейс, который исчерпывающим образом иллюстрирует задачу менеджмента, - это добротный инструмент для выработки навыков управления.
Задание:
Расскажите короткую историю, в которой был бы контекст, описывался некий процесс или случай, присутствовали факты и решение.

Основные этапы формирования кейса:
1. Выбор «конкретного случая» для описания.
2. Определение главного вопроса разрабатываемого кейса.
3. Разработка критериев ответа (что позволяет ответить на данный вопрос в рамках «конкретного случая»?).
4. Определение аспектов контекста, которые необходимо учесть.
5. Сбор фактов, позволяющих описать «конкретный случай» в его контексте.
6. Рассмотрение вариантов решений.
7. Подготовка текста описания (контекст, случай, дополнительные иллюстрирующие факты, решения).

Содержание кейса
Предисловие:
• Резюме можно писать по-разному. Как отдельное от кейса изложение его смысла и сути.
• Введение может включать представление автора или действующих лиц кейса.
• Глоссарий терминов. Это особенно важно, если ваш кейс содержит специальные термины или иностранные слова. Он помещается впереди, чтобы помочь читателям.
• Ключевые моменты/вопросы. Ключевые моменты могут включать перечень вопросов, которым посвящен кейс.
• Содержание (Структура, оглавление).

Содержание кейса
Главная часть:
• Главная часть объединяет, прежде всего, контекст, «случай» и факты. Несмотря на то, что главная часть включает в себя решения, последние часто излагаются в отдельном разделе.
• Главная часть кейса обычно излагается в рамках одного довольно пространного описательного раздела. Она может быть представлена в виде одного повествования или ряда историй; она может быть построена по тематическому принципу; или же в ней могут просто излагаться результаты, полученные при помощи различных инструментов исследования.
• Стиль описания обычно должен быть как можно более подробным, дающим широкую, сложную и реальную картину явления в его контексте. При этом, очень важно воздержаться от комментариев в отношении кейса или выражения исключительно авторского мнения по поводу происходящего. В описании случая, прежде всего, интересно достоверное описание того, что думают действующие лица кейса, а также «контексты их жизни».

Содержание кейса
Послесловие:
• Текстовые вставки. Кейс будет легче читаться, если отдельные специально подготовленные эпизоды будут включены не в текст, а помещены в конце.
• Приложения. Здесь подразумеваются избранные таблицы, схемы, форматы интервью или расшифровки, которые необходимы для подтверждения, написанного в кейсе.
• Библиография. Необходимо упомянуть использованные вами книги и ресурсы, особенно оказавшийся вам полезными имеющийся в наличии местный материал.

2. Использование кейсов в работе.
Как спланировать работу с кейсами
• Как и при проведении других деловых игр, здесь также ставится цель - максимально активизировать каждого слушателя и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений.
• Непосредственную работу с кейсом можно организовать двумя способами: – Каждая подгруппа выполняет только какую-то свою тему в течение всех практических занятий.
– Все подгруппы работают одновременно над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.
• Применение методов модерации имеет цель - научить слушателей работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.

Алгоритм решения кейсов
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
• Первый этап – знакомство группы с ситуацией, ее особенностями.
• Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
• Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
• Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного варианта решения.
• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Деятельность модератора при работе с кейсами:
1. обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
2. выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;
3. обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
4. работа над проблемой (дискуссия);
5. выработка решений проблемы;
6. дискуссия для принятия окончательных решений;
7. подготовка доклада;
8. аргументированный краткий доклад.

Техническая работа модератора при работе с кейсами:
1. Предложение идеи:
• модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;
• модератор регулирует поток идей.
2. Дискуссия по выдвинутым идеями:
• модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;
• модератор регулирует поток высказываний;
• модератор группирует высказывания.

Методы групповой работы. Мозговой штурм
Правила мозгового штурма:
1. Любая возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана.
2. Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.
3. Остальные члены группы должны воздерживаться от критики в адрес выступающего с идей.
4. После того как идеи высказали все члены группы, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.
5. Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.

Методы групповой работы. Морфологический анализ
Правила морфологического анализа:
1. Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов.
2. Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения.
3. Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений.
4. Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из альтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения.
5. Согласованное решение с учетом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятий.

Методы групповой работы. Синектический анализ
1. Модератор подгруппы представляет проблему.
2. Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги и каким образом решались там похожие проблемы.
3. Далее участники пытаются спроецировать известные наличные решения к решению поставленной цели.
4. Наконец, необходимо окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.

Правила работы участника группы:
1. активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;
2. терпимо относиться с мнениям других участников;
3. не прерывать высказывающего, давать ему возможность полностью высказаться;
4. не повторяться вслух;
5. не манипулировать сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;
6. помнить, что каждый участник имеет равные права;
7. не навязывать своего мнения другим;
8. четко формулировать свое окончательное мнение (устно или письменно).

Представление результатов работы
• Для представления результатов группа готовит доклад с выводами на 2-3 минуты.
• Модератор фиксирует на доске основные результаты работы группы.
• Другие группы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад модератора.
• Далее модератор подводит промежуточный итог работы группы, выслушивает мнения и предложения других групп.
• Обсуждение темы заканчивается подведением итогов модератором.

Вид практики

Направления деятельности

Не указаны



Все практики


Вы представляете Общественный фонд "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ"?

Редактировать данные